Узбекская керамика : Гиждуван, Риштан, Самарканд, Хоразм

В Узбекистане самые популярные и массовые — это Ташкентская посуда в стиле “Пахта и  керамика из Риштана.    Начну повествование с полюбившейся мне лавке в Бухаре, в которой торговали посудой из всех регионов Узбекистана.  Лавка находится в древнем Токи, а там царит сумрак. Оттого снимки не такие, как хотелось бы. То, что вы выбираете, вам продавцы выносят на улицу, под солнечные лучи.
Лавка находится в Токи Саррафон. Вот как идете от Ляби Хауза в сторону Пои Калян, так сразу и попадаете под купола Токи Саррафон. Под куполами сразу налево и будет та удивительная лавка. Обязательно  нужно сначала зайти туда, чтобы потом на протяжении всего пути вдоль рядов керамики чувствовать себя почти специалистом.

Итак, голубая керамика Риштана.
Риштан – город между Кокандом и Ферганой. Самый известный керамический промысел в Ферганской долине, которому много сотен лет. (В Долине есть и другие центры керамики, помимо Риштана). Было время, когда все мужское население Риштана составляли только гончары. Глина там замечательная, пластами лежит по всему району. В неё практически не добавляют примесей.  У каждого риштанского мастера свои секреты состава глазури и красок. Но цветовая гамма в основном не измена – все оттенки синего и бирюзового цветов. Узор очень мелкий, тонкий орнамент из огромного числа элементов. Иногда в Риштане применяется не прозрачная, а темная синяя глазурь, тогда все узоры как бы «проявляются» из-под густо-синего цвета. Посуда приятно звенит от щелчка по её краю.

Большинство из того, что продается массово – это продукция Риштанского завода. Хотя она очень не плоха и красива, все же фабрично – это вам не вручную. Покупать и использовать повседневно такую посуду можем позволить себе только мы, в Узбекистане. Отколупался край пиалы – выбросил, пошел купил новую. Красиво и не дорого.
Ручная работа определяется легко. Переверните посуду и посмотрите на донышко. Вот на фотографии явно видно, что ляган сделан вручную, на гончарном круге. Даже если дно покрыто глазурью, следы от круга заметны, если направить свет сбоку.

И еще легко заметить фабричные признаки по стопке пиал или касушек —  они входят друг в друга идеально. Потому что одинаковые. На предыдущем снимке это видно. Пиалы ручной работы в ровную стопочку не составить – каждая из них уникальна, и несколько отличается от своих посудных собратьев.

Тёплая керамика Гиждувана

Легкая, пористая, толстостенная. В ней все оттенки желтого и коричневого, немного разбавленные зеленым и синим. Особый изыск — посуда одноцветная. Её на прилавках не много. Там используется темная цветная глазурь поверх тончайшего темного узора. Основной цвет «поглощает» все остальные и создается «мраморный» эффект. Эта посуда впечатлила меня более всего. (На снимке  темно-зеленая пиалушка)

Гиждуван – город в сорока километрах от Бухары. Древний гончарный центр, где мастера передают свое ремесло из поколения в поколения. Сейчас там работает уже 60-е поколение гончаров семьи Насруллаевых. Насруллаевы знамениты в Узбекистане, имеют большой комплекс, где можно не только купить посуду, но и посмотреть процесс её изготовления, а если вы располагаете несколькими свободными днями, даже поучиться работе на гончарном круге. А еще Гиждуван славится своим шашлыком и особым способом приготовления рыбы. Съездить туда не успела, но еще не вечер.

Вся гиждуванская посуда, которую мне довелось увидеть – ручной работы. (Видно по стопке пиалушек, что они разные. А перевернув каждую, видим все те же следы от гончарного круга.) Кстати пиалы гиждуванские гораздо крупнее, чем те, из которых мы пьем в Ташкенте и имеют другую форму.

Ляган зеленый какой замечательный! Вот если на него золотистого плова много положить … А в ту, верхнюю приземистую коричневую пиалу терпкого зеленого чай налить … А из зеленой кумыс пить – красиво будет.
Цены на всё это великолепие приемлемы : пиалы $3,  касы $5  ляганы $7-8 . Так же в Ташкенте стоит посуда из небьющегося стекла. Так то – Китай, а то Гиждуван! Это и сравнивать нельзя.

Гиждуванские мастера используют особые краски из природных материалов, которые до сих пор составляют и готовят вручную.  В их состав входит даже зола от сухой верблюжьей колючки.

Здесь, над прилавком с гиждуванской керамикой – полочка со знаменитым ташкентским фаянсом «Пахта»…

Теперь эксперимент. Вот перед нами два блюда. Справа – риштан ручной работы. Слева – особый вид бухарской керамики – глина и глазурь на вид и вес не сильно отличаются от Гиждувана. Но орнамент имеет совершенно другой характер. А главное – краски!! Они также природные, но цвета подобраны особо. Это цвета древних мозаичных панно на каждом Бухарском медресе и мечети. Можете купить, отнести к ближайшему медресе, и, задрав голову на фронтон, сравнивать.

И есть еще одна особенность в росписи гиждуванской и бухарской керамики. Если на изделиях из Риштана каждая линия узора необычайно тонка и четко очерчена, то линии и узоры в изделиях риштанской или бухарской школы расплывчаты. Свойства их особой краски в узорах таковы, что они слегка расплываются при нанесении, и взаимодействуют с глазурью. Эта расплывчатость создает удивительный эффект.
Продавец взял в руки бухарский и риштанский ляганы. Мы вышли на улицу и он начал медленно удаляться от меня.
— Смотрите! Что-нибудь замечаете?
— Стереоэффект!! Рисунок становится объемным!!!  — воскликнула я, указывая на бухарский ляган. С риштанским этого не происходило.
Да, да, да! Вы поняли!!! – радуется продавец.
Когда ляган отдалялся от меня, создавалось впечатление, что каждый круг узора несколько отделялся от предыдущего, и вся картина в целом казалось совершенно иной, объемной и рельефной. Когда продавец вернулся ко мне с ляганами, я даже провела пальцами по поверхности бухарского, чтобы удостовериться, что он идеально ровный.
— Вот этот ляган, риштанский, знаете, не природными красками расписывают – доверительно сказал мне продавец, и , понизив голос, с осуждением продолжил – они там из Киева краску заказывают. Химия! Ну что ж всяк кулик…
Многие ляганы имеют в донышке три неглубоких отверстия, соединенные между собой под слоем керамики – для веревочки — это чтобы красивый ляган можно было вешать на стену, снимая в торжественных случаях. И посуда, и элемент декора получается.

Керамика. Загадочный Хорезм.

Хорезмская керамика стояла в совершенно неудобном для съемки, темном углу лавки. А она очень стоит того, чтобы её разглядывать долго и с наслаждением.

Хорезмскую роспись не спутать ни с чем.  Удивительной красоты и изящества витиеватый узор с широкими горизонтальными узорными каймами по краям. Те же, традиционные для среднеазиатского средневековья синие тона. Прекрасная, плотная, звенящая глина. Широко открытые чашки невысоких пиал и касы. Ровные, большие плоскости ляганов с приподнятыми над ними под углом бортиками. Хорезм — моя неразделённая любовь.

Эти ляганы висели высоко, и от острого угла съемки и недостатка освещения, цвета смещены  в фиолетовую часть спектра.  Рядом с ляганами висят реальные фрагменты керамики 15-16 века, которые были найдены а различных раскопках в Бухаре. Это для того, чтобы мы смогли оценить, что краски в узорах хорезмских ляганов ничем не отличаются  от тех, которые использовали много столетий назад.
Лучше сравнить эти куски древней керамики с касами на предыдущей фотографиии – там  удалось «поймать цвет».

Ну а теперь, как на уроке – этап закрепления. Учимся определять керамическую школу, гуляя по улицам Бухары :

На переднем плане определенно Риштан.
Сочно-голубой ляган – бухарская школа (помните, из тех, что дают стереоэффект)
А вот, про зеленый ляган, я вам ничего не говорила. Это самаркандская школа.  На темно-зеленом или темно-коричневом фоне наносятся белые или золотые узоры тончайшим, словно игла инструментом..

Самарканд, Риштан, Хорезм

Риштан с  синей глазурью, Самарканд, классический Риштан, Самарканд,  Бухара

Есть в Бухаре и  хорошая декоративная керамика. (Веселых китчевых «бабайчиков» в расчет не берем – их делают везде, да и в Ташкенте они дешевле) Кстати, среди керамических магнитов на холодильник увидела работы знакомой ташкентской художницы, правда цена уже была двойная супротив ташкентской.
А речь веду я, вот о каких вещах. Бухарские художники-керамисты делают великолепные авторские копии с фигурок, найденных в археологических раскопах.

Эти четыре фигурки сразу привлекают взгляд

Здесь статуэтка женщины, (по-моему кипчакская одежда) еще более раннего периода.

Рядом с фигуркой – донышко от лягана, большие и маленькие кувшины со сколами. Целая серия старинной керамики из раскопов. Нет! Нет! Из раскопок и музеев это никто не крал.
Просто в старой части Бухары нет толковой канализации. И существуют строжайшие ограничения на подобные работы. Но местным жителям все же как-то свой быт обустраивать надо. И от того-то, если кто задумал пристроить к своему старому дому современный ватер-клозет или ванную, он получает специальное разрешение. И согласно разрешению, может вырыть в своем дворе колодец  до 15 метров глубиной. Вот и роет народ, по ходу, проходя культурные слои и находя старинные кувшины, обломки посуды, фрагменты глазурованной облицовки  и мозаики. Продают все это продавцам-перекупщикам, а те уж в свою очередь продают нам. Потому в лавках Бухары можно найти удивительные вещи.
Очень понравилась чеканка на латуни, украшенная эмалью и бирюзой. Но даже придумать не могла, что можно подавать на таком роскошном блюде.

Я очень мало купила керамики в Бухаре, решив, что Риштанскую керамику лучше брать в Риштане, гиждуванскую в Гиждуване, а Хорезмскую – в Хорезме. Автобусы-поезда ходят, самолёты летают.  И все же, один из самых больших даров Бухары — это общение  с продавцом керамики из лавки в Токи Саррафоне. То, что знает и рассказывает он, в Сети не прочтёшь.  А еще возможность увидеть в одном месте такое огромное количество изделий различных школ узбекской керамики дорогого стоит.

Лилия Николенко, отличник народного образования Республики Узбекистан

Спасибо Источнику!

Реклама

6 комментариев

  1. henrikas said,

    28.10.2010 в 14:45

    *IN LOVE* Большое большое спосибо за красоту и тепло рук ВАШИХ мастеров. С уважением Henrikas

  2. Юлия said,

    28.10.2010 в 16:58

    А где можно такую посуду купить в Украине, очень нужно!!!! Спасибо!!!!

  3. Галина said,

    31.10.2010 в 11:58

    Благодарна за интереснейший экскурс в мир узбекской керамики. Какже можно приобрести блюда гиждуванской керамики и керамику одноцветную — то что поразило автора ( вкусы совпадают)?

  4. Ирина said,

    09.02.2011 в 11:04

    Можно приобрести Вашу керамику оптом, я нахожусь в Санкт-Петербурге. Спасибо.

  5. Нелли said,

    22.02.2011 в 10:56

    Меня, как и Ирину интересует возможность оптовых поставок керамики Узбекситана — открываю магазин керамической посуды. Как можно связаться с Вами?


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: